Абсолютно все владельцы мотопил сталкиваются рано или

Опубликовано: 18.01.2017

Абсолютно все владельцы мотопил сталкиваются рано или поздно с потребностью заточки цепи. Эту проблему можно решить двумя методами – отдать цепь в мастерскую, или выполнить своими руками заточку цепи для бензопилы. С первым решением все ясно, но иногда обращение в сервисный центр является невозможным – к примеру, цепь затупилась при работе на даче, от которой сотни километров до ближайшей мастерской. В этом случае придется самостоятельно справляться. Поговорим, как правильно заточить цепь бензомоторной пилы.

Необходимость заточки пилы

Процедура заточки цепи бензопилы — не сложнее, чем процесс заточки любого режущего инструмента при наличии специальных приспособлений. Зуб мотопилы имеет сложную геометрию. Боковая и верхняя режущие кромки, вторая из которых скошена по направлению к линии движения цепи под определенным углом, эту операцию делают непростой.

В значительной степени на высокую производительность бензопилы влияет правильное использование её цепи, которая должна быть в обязательном порядке острой и заточенной предварительно. Только так можно обеспечить эффективную и безопасную работу при её применении. Ведь правильно заточенная цепь бензопилы важнее мощного движка. Точение пилы нужно производить после её затупления, что состоит в медленной работе, также аппарат водит в стороны.

Интенсивная работа бензопилы провоцирует быстрое затупление цепи. Иногда на протяжении дня может потребоваться проведение нескольких заточек. Проблему усугубляет и то, что зубья быстро тупятся при встрече с землей. Даже если вы один-два раза зацепите почву шиной, то работу можете прекращать — стружка станет мелкой, и пила перестанет углубляться в древесину. Чем раньше затачиваются затупившиеся зубья, тем меньше материала необходимо при заточке снимать, как следствие – время полезной службы пильной цепи становится более длительным.

Когда нужна заточка пилы

К сожалению, заточка цепи для бензопилы во многих случаях осуществляется несвоевременно – пользователи просто не замечают признаков, которые указывают на то, что произошло затупление цепи. Не следует пилить дефектной пильной или затупленной цепью, следствием чего являются плохие результаты резания, большая циклическая нагрузка, высокий расход топлива, разрушение ведущей звездочки и шины. Это приводит в свою очередь к уменьшению производительности, повышению износа всех узлов бензопилы и падению срока полезной службы бензопилы.

Чтобы не возникало таких проблем, обратите внимание во время работы на вид стружки. По состоянию стружки получится определить, когда нужно заточить цепь. Если она становится темнее, чем раньше, это является явным признаком того, что цепь требует проведения заточки. Затупившуюся цепь вы сможете распознать, если из реза вылетает вместо крупной толстой только мелкая стружка. В стружке при этом возникает много пыли, и она смахивает на иголки.

Достаточно просто определить момент, когда необходима заточка. Важным признаком выступает усилие подачи. Цель, заточенная правильно, в рез втягивается уже при небольших нажатиях. Если наоборот, бензопилу принуждают к пилению увеличением усилия подачи, то затупились зубья.
Приглядитесь внимательно к зубьям цепи – затупление во многих случаях можно заметить невооруженным взглядом. Необходимость проведения заточки цепи бензопилы штиль вы сможете определить по сниженному уровню производительности – труднее пилить, да и работа занимает у пользователя больше времени.

Параметры зубьев

Режущее звено цепи бензомоторной пилы состоит из: лопатки зуба, основания звена и ограничителя глубины. Лопатка зубка имеет торцевое лезвие, которое расположено вертикально, и спадающее верхнее лезвие, размещенное по горизонтали.

Чтобы достичь оптимальных режущих свойств, необходимо придать лезвиям зуба определенные углы. Спинка зуба, что спадает под углом назад, формирует угол верхнего лезвия, который требуется для врезания в древесину верхнего лезвия. Лопатка зуба, которая сужается назад, формирует угол торцевого лезвия, необходимый для проведения бокового обрезания стружки, летящей из-под бензопилы.

Кромка торцевого лезвия с поверхностью скольжения звенья формирует передний угол, что варьируется у разных цепей от 60 до 85 градусов. Наклон назад верхнего лезвия измеряется в соответствии с плоскостью скольжения звена и зависимо от разновидности пильной цепи, и достигает 50 – 60 градусов. Верхнее лезвие — главное лезвие, а угол верхнего лезвия – самый важный угол. Угол верхнего лезвия измерению поддается с трудом, его правильное значение возможно при соблюдении всех величин, обозначенных выше.

Вы сможете угол заточки цепи бензопилы изменять зависимо от случая применения. Главное правило: чем больше значение угла заточки, тем при распиле мягкой непромерзлой древесины производительность резания выше. При распиле твердого и промерзлого дерева уменьшение угла заточки способствует уменьшению вибрации и плавному ходу пилы. Но помните, что угол заточки не должен быть больше 35 и меньше 25 градусов. Исключение составляют цепи, предназначенные для продольного распила, этот угол у них равен 10°.

Угол верхнего лезвия, угол заточки и передний угол изменяются при заточке. Подобные критерии решающее влияние оказывают на режущие способности цепи. Перед лопаткой зуба на каждом звене располагается ограничитель глубины. Разности по высоте между кромкой спинки зубка и кромкой ограничителя глубины определяют как расстояние ограничителя глубины.

От данного показателя зависит уровень врезания в древесину верхнего лезвия (толщину стружки) и поэтому на производительность. Устанавливают расстояние ограничителя глубины зависимо от вида исполнения и шага цепи. Оно должно находиться в норме 0,5-0,8 миллиметров, чаще всего – 0,6 миллиметров.

Высокие значения вызывают повышенную склонность бензопилы к отдаче, вибрации цепи и слишком большому захвату. Низкие значения провоцируют падение производительности. Так как с каждой заточкой бензопилы расстояние ограничителя глубины падает из-за уменьшения верхней грани зубка, ограничитель глубины также требует периодического подпиливания — через десять заточек.

Общие правила заточки

Правильная заточка цепи бензопилы нуждается в соблюдении нескольких рекомендаций. Перед заточкой цепи настоятельно рекомендуется на них обратить внимание. Острота угла режущего звена и высота ограничителя пропила должны соответствовать критериям, установленным изготовителями. Кроме того, важно, чтобы были идентичными размеры всех звеньев одной цепи. Иначе может снизиться производительность, а уровень вибрации и нагрузка на двигатель – увеличиться. Из-за неравномерных нагрузок увеличивается вероятность разрыва цепи.

Так как внутренний контур зубка по своей форме близок к окружности, а материал цепи является достаточно мягким, цепь принято точить круглым напильником, что имеет небольшой диаметр. Заточка бензопилы нуждается в точном позиционировании напильника относительно затачиваемого зуб

Верхний край напильника должен выступать над верхней гранью зубка приблизительно на 1/5 диаметра напильника. Непосредственно перед заточкой цепи бензомоторной пилы рекомендуется узнать ее параметры, рекомендуется выбирать диаметр напильника зависимо от шага цепи. Он колеблется обычно в диапазоне 4-5,5 миллиметра.

На видео заточки цепи бензопилы видно, что напильник нужно располагать под прямым углом в вертикальной плоскости к цепи и 10 или 30 градусов — в горизонтальной. Все эти условия выполнить с помощью только одного напильника — достаточно сложно, поэтому можно использовать для заточки бензопилы разные приспособления, позволяющие обеспечивать нужные параметры заточки. Они представляют из себя наборы, которые идут в комплекте к бензомоторным пилам, или покупаются в любом строительном магазине самостоятельно.

Приспособления для заточки

Распространенный набор, предназначенный для заточки цепи бензомоторной пилы, состоит из круглого напильника, который установлен в специальную державку, напильника плоского, что необходим для стачивания ограничителя глубины, обеспечивающего последнюю операцию шаблона для заточки цепи бензопилы, и специального крючка для очистки бензопилы от опилок.

На державке с напильником круглым есть линии, которые позволяют позиционировать ее правильно относительно цепи. Державку устанавливают на затачиваемый зуб соответственно с линиями ориентации. Пластина при этом опирается на ограничитель глубины и верхнюю кромку зубка, а напильник размещается под режущей кромкой.

Применение державки гарантирует прилегание на правильной высоте напильника к зубу. Существуют разные державки для разных шагов цепи. Грамотный выбор державки соответственно правильному диаметру напильника гарантирует, что последний будет выступать на 1/5 своего диаметра над спинкой зуба. Использовать нужно только специальные напильник

Перед ручной заточкой цепи бензопилы необходимо закрепить шину. Напильники подбирайте в соответствии с видом цепи, главным критерием выбора в данном случае является ее шаг. Круглые напильники имеют диаметр 3 — 6 миллиметров и предназначаются для заточки режущего зубка. У плоских напильников ширина колеблется в пределах 4 — 12 миллиметров, они применяются для снятия контрольного зубка.

Обратите внимание на такие рекомендации, которые помогают правильно точить цепь бензомоторной пилы:

заточку нужно делать таким способом, чтобы 1/5 напильника для заточки цепи бензопилы выступила над режущей кромкой;
инструмент необходимо двигать не вперед-назад, а в одну сторону;
через каждые 2-3 заточки зубца стоит подтачивать ограничитель пропила.

Заточку осуществляют таким способом:

предварительно установите тормоз цепи, плотно зажимая бензопилу между коленей;
после этого поставьте шаблон таким способом, чтобы «стрелки» указали на «нос» шины. Не забывайте мелом пометить зуб, с которого началась заточка;
переместите напильник в сторону, которая указана стрелками, движениями «от себя» и выполните заточку;
с помощью напильника плоского и накладки необходимо снять контрольный зуб. В этом случае направление движения может быть любым.

Следует отметить, что работа с набором для заточки цепи бензопилы требует определенных навыков, именно поэтому без опыта не желательно делать заточку дорогостоящей цепи.

Не нужно стараться слишком сильно нажимать на напильник, делайте размеренные и плавные движения. Регулярно поворачивайте напильник для избегания одностороннего износа. Аналогичным способом заточите все остальные зубки. Удобнее заточить сначала зубья одного направления, а затем то же самое проделать с зубками другого направления, сменив положение.

При заточке делайте одинаковое количество движений напильником по каждому зубу при одинаковом давлении. Таким образом, получается одинаковая длина зубьев. Длина всех режущих зубьев должна быть одинаковой. Разная длина зубьев становится причиной неравномерного хода цепи и формирования в ней трещин. В случае с неодинаковой длиной зубьев, нужно опилить все режущие зубья на длину самого короткого зубка.

Станки для заточки

Заточить напильником можно не всякую цепь. Если при работе мотопила основательно пропахала гравийную или песчаную почву или ее не точили слишком долго, что режущая кромка потеряла форму абсолютно, заточка напильником будет требовать слишком много времени и усилий. Резонно в подобных случаях необходимо применять станок для заточки цепи бензопилы. Такие станки разделяются на электрические, что оборудованы заточными кругами, и ручные приспособления.

Рабочая часть таких приспособлений для заточки цепи бензопилы напоминает конструктивно лучковую пилу, в которой вставлен вместо полотна пилы круглый длинный напильник. Станки затачивают и правят цепи, подгоняя под один размер длину верхней кромки всех зубьев по наименьшему зубу, принимающему за контрольный. Сложный механизм настройки поможет выставить все нужные параметры.

Заточку необходимо производить 2-3 движениями, принимаясь после этого за следующий зуб и оставляя все настройки, сделанные для контрольного зубка. Этим можно обеспечить одинаковые параметры процедуры заточки абсолютно для всех зубьев. Когда вы будете стачивать ограничитель, круглый напильник смените на плоский.

Электрический инструмент для заточки цепи бензопилы — простой и в использовании удобен. Он оснащен системой настройки, что помогает устанавливать цепь под необходимым углом и точно подводить к затачиваемой кромке диск. Существуют станки, которые осуществляют при опускании на цепь диска автоматический зажим тисков.

Станок, по сути, выполняет аналогичную роль, что и круги для заточки цепи бензопилы и калибр, но с более высокой точностью. Заточку выполняют следующим образом:

Немного ослабьте для начала винт, что регулирует зажим цепи.
Установите в направляющий паз цепь таким способом, чтобы звенья смотрели в сторону заточного камня.
Затем установите нужный угол заточки. Стандартным значением является острый угол в 300, но возможны и другие варианты зависимо от сферы использования цепи. Полярность выбирайте в зависимости от заточки резца — левостороннего или правостороннего.
Проведите заточку. Возможны два варианта. Первый из них – последовательная заточка, обработка резцов один за другим, но каждый раз в данном случае придется менять полярность. Другой состоит в заточке каждого второго резца: обработке сначала левосторонних, а затем правосторонних резцов, или же, как вам будет удобнее. За счет уменьшения числа операций, так как нет необходимости менять каждый раз полярность, увеличивается скорость работ.

В процессе работы важно выполнять некоторые правила. Во-первых, оптимальный уровень заточки определяют исходя из длины наиболее затупившегося зубца, который служит ориентиром. Во-вторых, заточку не желательно делать слишком глубоко, потому что это приводит к снижению прочности звена. После выполнения работы рекомендуется продуть сжатым воздухом цепь и оставить ее в чистом масле на определенное время.

Теперь вы знаете, что представляет собой такая процедура, как заточка цепи бензопилы своими руками, и какая цена заточки цепи бензопилы. Работа – не из легких, имеет свои особенности и нюансы, требует наличия минимальных базовых навыков, но вполне решаема в домашних условиях. Осталось лишь выбрать один из вариантов развития событий – использование напильника или ручного станка
Источник strport ru

__________________________________________________

Почитать еще:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *