Монтаж и установка радиаторов отопления Потребность в

Опубликовано: 06.01.2017

Монтаж и установка радиаторов отопления

Потребность в установке новых радиаторов может возникнуть не только во время капитального ремонта. Замена батарей и монтаж современной обвязки позволит повысить эффективность обогрева даже в условиях центральной системы отопления. А установить и подключить радиатор можно своими руками.

Стандартным местом размещения радиатора считается простенок под оконным проёмом. Согласно СНиП 3.05.01–85 (п. 3.23) батарея со стороны стояка не должна выходить за границу оконного проёма, а совпадение их осей не обязательно. Но чтобы батарея смотрелась в интерьере гармонично, она должна располагаться симметрично относительно вертикальной оси проёма. Поэтому сначала по уровню отбивают эту ось.
Второй шаг — отбивка горизонтального уровня положения батареи и обеспечение соосности при подключении подводок к футоркам.

Но тут есть одна особенность — горизонтальные каналы радиатора должны быть сориентированы строго по уровню, а трубы прямой и обратной подачи должны иметь небольшой уклон относительно хода теплоносителя. Эти углы нужны для уменьшения силы сопротивления потоку и для снижения риска завоздушивания батареи. Значение уклона очень небольшое — 5–10 мм на длину подводки более 50 см (СНиП 3.05.01–85 п. 3.18), а стальные трубы подводки длиной менее 1,5 м к стене не крепятся. И если происходит замена батареи с привязкой к уже существующей разводке, то, например, для однотрубной системы со стояком смещение положения вверх (или вниз) может нивелировать уклон прямой (или обратной) подачи.

Размещение радиатора отопления
Само же положение радиаторов должно обеспечивать выполнение следующих условий:
расстояние от пола — более 6 см;
расстояние от подоконника — более 5 см;
расстояние от стены — более 2,5 см.

Особенности крепления радиаторов
Самые требовательные к прочности крепления и основания — радиаторы из чугуна. Кроме веса самого изделия, определенную роль играет и внутренний объём секции. Если у популярной серии чугунных радиаторов МС-140 объём может достигать почти 1,5 литра, то у алюминиевого радиатора он не более 0,5 литра, а у биметаллических и того меньше.
При расчёте количества кронштейнов руководствуются положениями п 3.25 СНиП 3.05.01–85 — один кронштейн на 1 кв. м площади нагрева чугунной батареи (но всего их должно быть не менее трёх). Площадь нагрева одной секции зависит от её типа. Например, у М-140 она равна 0,254 кв. м, и для батареи из 12 секций уже надо четыре кронштейна.
Крепление радиатора к стене
Если батарею крепят на три кронштейна, схема крепления выглядит так: две точки внизу, одна посередине вверху. Четыре кронштейна устанавливают попарно друг над другом. А изгиб кронштейна должен обхватывать шейку радиатора (место соединения двух смежных секций).
Крепление биметаллических и алюминиевых радиаторов происходит по той же схеме, что и чугунных. И причина уже не в весе батареи и теплоносителя, а в тонких стенках стальных вкладышей биметаллических изделий, в низкой устойчивости к механическим нагрузкам алюминия и в слабой прочности резьбовых соединений отдельных секций обоих видов радиаторов. Поэтому для них также надо не менее трёх точек опоры.

Крепление радиатора к стене
Чугунные радиаторы устанавливают на кронштейны с дюбелями, закреплёнными в бетонных и кирпичных стенах. Для биметаллических и алюминиевых радиаторов кронштейны можно крепить ещё и к деревянным стенам.
В остальных случаях для установки надо использовать две напольные подставки с фиксацией к стене верхней части радиатора. Если количество секций больше десяти, то нужны три подставки.

Обвязка радиаторов
Сам по себе секционный радиатор — это «полуфабрикат», который подключить к системе невозможно. Особенно учитывая, что с одной стороны у него правая резьба, а с другой левая. Эта особенность продиктована способом соединения отдельных секций в батарею через ниппель, у которого два участка с разнонаправленной резьбой и прокладкой между ними.
Чтобы подключить батарею к системе, нужны специальные фитинги (футорки) и заглушки.
Минимальный набор дополнительных элементов для подключения чугунной батареи включает в себя две футорки и две заглушки. В зависимости от особенностей системы отопления и стороны, с которой подходят подводки, внешняя резьба заглушек и футорок может быть левой или правой. А внутренняя резьба у футорок всегда правая.

Если чугунную батарею надо оснастить краном Маевского или автоматическим радиаторным воздухоотводчиком, то вместо верхней пробки вкручивают ещё одну футорку.
Для алюминиевых и биметаллических радиаторов продают уже готовые комплекты, которые состоят из четырёх футорок (попарно с левой и правой внешней резьбой), одной пробки под размер внутренней резьбы футорки и одного крана Маевского (плюс ключ для него).

Комплектующие для алюминиевых радиаторов отопления
Конечно, кран Маевского или автоматический воздухоотводчик необязательны, но они дают возможность спустить воздушную пробку, образовавшуюся в батарее.
Ещё один рекомендованный элемент обвязки для батареи центральной системы отопления — шаровые краны на подачу и обратку. Они дают возможность без остановки системы провести ремонт или замену батареи при появлении в ней течи, а также нарастить количество секций при нехватке тепловой мощности для обогрева помещения.

Чугунный радиатор с шаровыми кранами
Для автономной системы отопления вместо шарового вентиля на подачу лучше установить ручной или автоматический терморегулятор.
Краны и терморегуляторы к батарее подсоединяют через «американку», а способ их соединения с подводкой зависит от материала труб.

Подключение к сети

Для самостоятельного подключения к пропиленовым трубам нужно иметь специальный паяльник.
Есть два варианта подключения:
1. Если радиаторный вентиль из пропилена, то его пластиковый патрубок соединяют пайкой непосредственно с подводкой. Затем с крана свинчивают металлический концевик «американки» и вкручивают его в футорку радиатора, используя для герметичности соединения подмотку из льна с пастой или ленту ФУМ. После чего «американку» опять собирают и затягивают ключом накидную гайку.
Подключение радиатора к полипропиленовой трубе
2. Если радиаторный вентиль металлический, то для подключения к пластиковой подводке используют муфту комбинированную разъёмную с внутренней резьбой. Такая муфта по принципу соединения аналогична металлической «американке», но накидная гайка находится на пластиковом концевике под пайку. Пластиковую часть муфты через соединительный фитинг припаивают к трубе подводки. Муфту разбирают, ответную металлическую часть навёртывают с подмоткой на корпус вентиля и затем собирают её опять, затягивая ключом накидную гайку.

При подключении к металлической подводке также надо вначале шаровой кран или терморегулятор подсоединить к трубе. Владение навыками сварочных работ необязательно — подключение запорной арматуры к трубе можно сделать при помощи резьбового соединения. Для этого на обрезанной части подводки необходимо нарезать резьбу. Делают это при помощи клуппа. Комплект головок и оправки с одной или двумя рукоятками стоит довольно дорого, но можно купить только одну головку клуппа конкретного размера, а в качестве оправки с рукояткой использовать обычный газовый ключ. Последовательность работ будет выглядеть так:
трубы подводки обрезают болгаркой под нужный размер, стараясь добиться, чтобы плоскость среза была перпендикулярной к оси трубы;
зачищают конец трубы от ржавчины и с помощью напильника делают небольшую фаску;
на рабочий участок трубы и резцы клуппа наносят смазку;
насаживают головку на фаску;
центрируют её относительно оси трубы;
придерживая головку рукой, с помощью газового ключа начинают её проворачивать по часовой стрелке.
Нарезка резьбы на трубе отопления
В итоге надо получить участок с резьбой размером, приблизительно равным длинной части стандартного сгона (например, для трубы 3/4 — 45 мм).
Затем на этот участок навинчивают контргайку (для Dу 3/4 её толщина равна 9 мм) и муфту (для Dу 3/4 её длина равна 36 мм). Совмещают входное отверстие шарового крана с подводкой и перегоняют муфту с подводки на резьбу корпуса крана (естественно, с использованием подмотки льна или ленты ФУМ). Затем на резьбу рядом с муфтой навёртывают подмотку и перегоняют контргайку.
Важно! Рукоятка крана должна быть выставлена вверх или наружу от стены, чтобы ею было удобно пользоваться.

После того как запорный кран (или терморегулятор) жёстко и герметично соединены с подводкой, его через «американку» соединяют с футоркой радиатора.

__________________________________________________

Почитать еще:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *